ПЕРЕЛЕТНАЯ ПТИЦА И ВЛАДИМИР ПРЕСНЯКОВ
ПРАВИЛО№ 25
Ни белое, ни черное (в метафизическом смысле) не являются чем то застывшим и неизменным. Они постоянно перетекают друг в друга или меняются местами.
С Кристиной Орбакайте меня познакомила ее мама. Алла Пугачева пригласила меня к себе на дачу и поставила песню «Перелетная птица». Глаза у нее блестели, как и всегда, когда она говорит о чем-то действительно для нее интересном или важном. К тому времени я сняла несколько надо сказать экспериментальных клипов для Аллы Борисовны. Клипы получились успешными и она мне доверяла. Призналась, что не знает как снимать эту по ее мнению очень удачную для Кристины песню, способную повернуть лестницу творческой судьбы резко вверх. Почему именно эта песня так вдохновила Пугачеву мне понятно не было, но поставленную задачу я уяснила однозначно – надо выстрелить.
Вдвоем мы расположились в деревянной беседке в саду ее огромного загородного дома, пустого и холодного, в окружении множества растений, обильно рассаженных без всякого дизайна. По крыше беседки стучали капли. То ли своей не музыкальностью, то ли неуютной сыростью они мешали расслышать песню. Из миниатюрного серо-пластмассового проигрывателя, принесенного Пугачевой сюда специально, пела Кристина. Аллочка подпевала и только поэтому возможно было разобрать слова, вылетающие из скрипучего динамика и приглушенные непогодой.
Пугачева курила, завернувшись в клетчатый длинношерстый плед, и придумывала варианты сюжетов будущего клипа. Ее замысловатые идеи переплетались как разросшиеся стебли, хаотично замотавшие беседку. Слушать Пугачеву всегда интересно и приятно, о чем бы она не сочиняла. Так же приятно как смотреть на дикорастущие растения в домашнем саду.
Я слушала Пугачеву и представляла противоположное. Сюжет не нужен никакой решила я. Только Кристина должна быть в кадре, одна как аленький цветок – волшебный и единственный. Но, не алый - этот цвет уже занят ее мамой – а синий, такой новый, космический. Я смотрела на Пугачеву, а видела уже только Орбакайте. Сапфирово-васильковый ультрамарин в чистом, белом пространстве – как чернильная клякса на новой странице, не желающая превращаться в чужие слова…
С ЧУВСТВОМ ГЛУБОКОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
ПРАВИЛО№ 30
Проблемы – это возможности, чем чаще я их решаю, тем сильнее становлюсь.
Съемки каждого нового клипа – совершенно особая ситуация. Люди заказывающие мне клипы уникальны, такая у них профессия. И все проблемы, возникающие в процессе работы так же уникальны. И всякий раз на съемочной площадке я просто заставляю себя не рефлексировать по этому поводу в режиме расстройства: «Как же так, опять проблемы?» Вне зависимости от моего опыта, профессионализма и темперамента проблем не может не быть, они есть всегда.
Я понимаю так, если к жизни относиться хотя бы с долей иронии и подходить по-режиссерски, появиться возможность реагировать на любые неудобства, как на очередную игру. Это означает одно – теперь мой ход. Кто-то сделал свой ход, он – такой. Бросил кубики. Нелепо расстраиваться, что выпало четыре шишки, а не шесть. Правило этой каждый раз новой игры никто не уточнял и не факт, что четыре хуже шести. На этот раз у меня есть четыре и теперь я могу придумать свою лучшую игру для четырех. И не стану бездумно проецировать эти сегодняшние четыре, на позавчерашнюю игру про шесть…
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ФЕДОРА СЕРГЕЕВИЧА
ПРАВИЛО№ 37
Если я хочу обратить на себя внимание, то не тороплюсь действовать, а дожидаюсь, когда нужная ситуация почти сделает это за меня
Я решилась придерживаться своего плана, и первая попытка осуществить его едва не была предпринята 9 мая, на дне рождения у Федора Бондарчука. Я оказалась плечом к плечу с Константином Львовичем Эрнстом. Нас разделял узкий проход между столиками. Я сидела с краю, в конце одного стола, а он – в начале следующего. Повернись мы друг к другу лицом – ничто не помешало бы нам встретиться. Но нет. Его компания разговаривала безостановочно и громко. А я сидела и думала, что мне уже пора. Пора начинать делать ему комплименты. Но как? Узкая щель между нашими столами казалась бесконечной пропастью.
«Надо же, некоторые люди все время оказываются по отношению друг к другу в одних и тех же позициях. Как в компьютерной игре при сбое. Не прошел уровень –хлоп, и опять та же расстановка, - размышляла я. –Это поразительно реально. И может быть мы - виртуальное изображение друг друга. Может быть, так называемые молекулы, из которых мы собраны, пиксели нашего виртуального изображения, через одну состоят из магнетических шариков, которые неизменно притягиваются? Видимо, набор химических элементов должен быть такой, что притяжение происходит.»
Я даже не прилагала усилий, чтобы он со мной поздоровался или просто заметил, хотя кажется должна была – ведь у меня был план. Войти в контакт. Это произошло само. В одну секунду внимание всех присутствующих обратилось на меня.
Ко мне подлетел именинник, Федор, и закричал, указывая пальцем: «Миронова - супер. Она подарила мне видео камеру, и сейчас я вас всех сниму, приготовьтесь. Константин Львович смотрите сюда!» …
КУСОК НЕНУЖНОЙ КИНОПЛЕНКИ
ПРАВИЛО№ 42
То, что может повлиять на положительный образ негативно, нужно безжалостно вычеркивать из сценария
Нельзя позволять каким-то другим пикселям, которые ты не хочешь брать себе и делать своей частицей, закатываться в тебя и нагло раздуваться в огромные шары.
Каждый раз когда мне предлагают снимать клип я получаю в придачу с предложением о самой съемке огромный набор качеств заказчика, которые я должна принять в случае согласия на съемку. Его страхи, неуверенность, некомпетентность, прошлые разочарования, его оригинальные идеи – все то, что в работе с ним мне не поможет. То с чем мне придется бороться, сопротивляться, затрачивая огромное количество драгоценного творческого запала, времени и сил, которые я могла бы с пользой применить для создания самого произведения. Заказчики часто просто не дают возможности сосредоточиться на произведении, а вынуждают сосредотачиваться на них самих.
Я этому не сопротивляюсь. Как неизбежности. Как единственно возможному способу производства. И даже пытаюсь получить удовольствие. Удовольствие в моей профессии обязательное условие. Без удовольствия не получается снимать не то чтобы хорошо, а вообще никак. Не выходит. Удовольствие как обязательный элемент запуска механизма по созданию еще не существующего пока в природе мира. Чудесного нового мира, который полюбят зрители, примут, поверят, и захотят в него попасть. Это цель любого музыкального клипа. А ничего красивого и манящего на ненависти, неудовольствии и неприязни не построить.
А что же делать? Нельзя же в серьез полюбить то, что тебе в человеке не по душе категорически. Тогда резать. То что полюбить не можешь. Недопустимый фрагмент. Я беру воображаемые ножницы и отрезаю неприятную часть заказчика, как кусок ненужной кинопленки при монтаже, и выбрасываю в мусорное ведро. И никто об этом никогда не узнает. Я монтирую заказчика в своем восприятии его образа как мне заблагорассудиться…